АТ-Т. Тяжёлый гусеничный артиллерийский тягач.
АТ-Т
Тяжёлый гусеничный артиллерийский тягач. Спроектирован и разработан в конце 40-х годов специалистами Харьковского машиностроительного завода имени Малышева. Там же в 1950 г. началось производство АТ-Т.
Новый тягач получил кабину от грузовика ЗИС-150, которая была расширена на одну секцию для увеличения числа мест до четырёх. Сзади располагается грузовая платформа с площадью пола более 10 квадратных метров, грузоподъёмностью 5 тонн.
Ходовая часть АТ-Т в основном заимствована от танка Т-54. Двигатель - В-401 жидкостного охлаждения мощностью 415 л.с., расположен под кабиной. Подвеска - независимая торсионная, с поперечным расположением торсионных валов над днищем корпуса тягача. Коробка передач - пятиступенчатая, есть два двухступенчатых планетарных механизма поворота и две одноступенчатые бортовые передачи.
Тягач АТ-Т может буксировать артиллерийскую систему массой до 25 тонн. С полной нагрузкой тягач может преодолевать на сухом твёрдом грунте подъём крутизной до 30 градусов (с прицепом до 25 градусов), ров шириной до 1,9 м, препятствие высотой до 0,85 м, брод с твёрдым дном глубиной до 1 м. Клиренс - 425 мм, позволяет тягачу двигаться за танковой колонной по разбитой грунтовой дороге с грунтовой колеёй, не садясь днищем на грунт.
Тягач оснащён лебёдкой для самовытаскивания или вытаскивания застрявших или затонувших машин, масса которых не превышает собственную массу АТ-Т.
Тягач неоднократно модифицировали, расширяя его технические возможности и области применения в Вооруженных Силах и в народном хозяйстве. На его базе спроектированы и изготовлены тяжелые гусеничные тягачи ТГ и ТГ-2, входившие в состав эвакуационного взвода, народно-хозяйственный тягач «Пингвин» с кузовом типа фургон, успешно применявшийся советскими учеными в Антарктиде. Мощный тягач высокой проходимости с большой полезной площадью за кабиной стал базой для целого семейства оригинальных инженерных машин – путепрокладчика, быстроходной траншейной и котлованной машин. Тягач АТ-Т выпускали до 1979 года, пока его не сменил более мощный многотопливный тягач МТ-Т.